На этот раз виртуальным человечкам предстоит открыть свое дело. Вы сможете заняться всем, чем только душа пожелает: открыть свой магазинчик, выращивать цветы, делать роботов, главное чтобы предприятие приносило прибыль. И при умелом управлении, вы начнете подниматься по карьерной лестнице все выше и выше, до тех пор, когда одним прекрасным утром ваше альтер-эго не проснется владельцем мегакорпорации, а так же заводов, газет параходов...

Первая проблема, с которой сталкивается каждый начинающий коммерсант, — стартовый капитал. Городская земля и здания (в The Sims 2 отныне продается и покупается почти любая недвижимость, включая участки из Nightlife и University!) стоят бешеных денег. Даже для вкалывающей в три пота многодетной семьи. Посему идеальное решение — устроить магазин на дому. К счастью, в виртуальной реальности малый бизнес не душат мириадами глупых законов; чтобы стать частным предпринимателем, достаточно сделать один звонок, ответить "Yes" и откопать 20-долларовую табличку "Open/Closed" в недрах каталога декораций (без нее вы не сможете открывать и закрывать лавку).

Остальное зависит от фантазии. Одни реализуют мечту американского детства — разбить на лужайке киоск и поить народ лимонадом. Другим ближе классическая схема "купил по оптовой цене — сбыл по розничной". Сим, в совершенстве освоивший кулинарию, волен организовать кафе, ресторан или булочную. Граждане с чувством прекрасного без труда постигнут искусство создания (и выгодной продажи) цветочных букетов. Те, кто дружит с молотком и отверткой, могут приобрести станок по производству детских игрушек или роботов-горничных (будьте с ними осторожны: услужливые киберпомощники наделены эмоциями и, если что-то их задевает, впадают в опасную для домашней утвари ярость). Наконец, идея для самых ленивых: оборудовать небольшой тренажерный зал (бильярдную, боулинг-клуб, дискотеку — вариантов море) и требовать с входящих мзду за визит.

Комбинации, конечно, возможны. Косметический салон в центре отдела бытовой техники? Легко! Благо, игра не учитывает разумность вашего занятия; ее волнуют всего два параметра: статус заведения и степень лояльности его клиентов.

Потребитель — зверь чуткий. Если ему пришлись по вкусу приветливые, расторопные сотрудники, доступные цены, широкий ассортимент и вылизанные до блеска помещения, то он наверняка вернется. Чем теплее его чувства, тем больше желтых зарубок на его шкале отношения ("-5" — советские гостиницы отдыхают, "+5" — райский сервис). Заставьте его ждать по полчаса в очереди у кассы, и скандал обеспечен. Более того, порой визитеры оказываются газетными критиками; симы привыкли верить рецензиям, поэтому разгромная статья станет мазутным пятном на репутации фирмы.

Когда число посетителей с золотыми звездочками переваливает за установленную отметку, ранг магазина возрастает на единицу, а владелец получает несколько бонус-очков на развитие деревца бизнес-"перков". Некоторые из них (например, умение вышибать из поставщиков чрезвычайно высокие скидки или таланты прирожденного коммивояжера) едва ли сослужат пользу в обычной жизни. С другой стороны, тут есть щедрые гранты от фонда им. Уилла Райта и мгновенное знакомство со всеми друзьями собеседника. Кстати, при снижении ранга приобретенные способности не исчезают.

Доводить компанию до краха все же не стоит, ведь, в конце концов, вы вложили в нее кровные симолеоны. Ключ к успеху — правильно подобранный персонал. Поначалу забот мало, и работа кассира/уборщика/бармена/консультанта кажется привлекательной. Так что рекомендую не экономить и сразу нанять ассистентов — вы же не хотите до скончания века бродить около полок, заказывая новые партии продуктов взамен проданных?

Управление персоналом — царство микроменеджмента. Наем — единственное, что дозволено сделать с помощью телефона или компьютера; остальные вопросы — назначение на должность, увольнение, смена униформы, повышение зарплаты, — решаются с глазу на глаз.

Одна радость: о налогах голова не болит, а доходы и убытки видны как на ладони. Когда вы поймете, что замок на панели отвечает за оптовые закупки, изучите 125 новых объектов (обладатели связки "Nightlife+University" снова в плюсе) и научитесь устанавливать цены за услуги, Open for Business обернется приятным развлечением на пару недель.

Последнее, что необходимо учесть, — система особых бэджей. Бронзовый, серебряный и золотой значки показывают, насколько хорошо человек освоил вверенный ему круг обязанностей. По сути, это — новый набор умений, зачем-то вынесенный в самостоятельную графу. Флорист, собирающий по сорок букетов в сутки, кассир, ежедневно оформляющий десятки покупок, товаровед, шныряющий туда-сюда с блокнотом, рано или поздно станут лучшими в своих областях и непременно потребуют прибавку к жалованию. Заполучив "стахановца", вы назначаете его менеджером, уезжаете домой на "Феррари" и, потягивая мохитос, названиваете в офис, дабы справиться о текущих достижениях. Ну и, само собой, подсчитываете прибыль. Все. Dolce vita удалась.

Впрочем, без внимания босса предприятие не пропадет — оно просто не будет работать. Амортизация, отпуска за свой счет, ползущая к небу аренда... Симам крупно повезло — эти понятия еще не успели вторгнуться в их почти безмятежную жизнь. Распахните двери ресторана месяца три спустя, и никто не заметит, что он вообще был закрыт.